Легкая придурковатость делает человека практически неуязвимым
Дочитала сегодня.
Думаю, если не все, то многие здесь знают, что декабристы - это моя любимая больная тема, о которой я просто не могу говорить спокойно.
Так интересно всё было читать это от лица женщины, видевшей всё это своими глазами, знавшей таких замечательных людей. Да и сама она...Ох.
Мария Раевская вышла замуж за Волконского, который был старше её на 18 лет (если я правильно поситала), ничего не знала о его политических делах, родила от него сына, а когда его отправили в ссылку - последовала за ним в Сибирь, оставив в столице маленького сына, своих родных, свой статус, балы, друзей - всё. Ей был 21 год. Она была моей ровесницей...

И с такой любовью она пишет обо всех, кто её когда-либо окружал, например, о Пушкине, который в начале 20-х путешествовал с Раевскими по югу (точнее - они путешествовали, а он был в ссылке):

"В качестве поэта, он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, которых встречал. Я помню, как во время этого путешествия, недалеко от Таганрога, я ехала в карете с Софьей, нашей англичанкой, русской няней и компаньонкой. Увидя море, мы приказали остановиться, и вся наша ватага, выйдя из кареты, бросилась к морю любоваться им. Оно было покрыто волнами, и, не подозревал, что поэт шел за нами, я стала, для забавы, бегать за волной и вновь убегать от нее, когда ока меня настигала; под конец у меня вымокли ноги; я это, конечно, скрыла и вернулась в карету. Пушкин нашел эту картину такой красивой, что воспел ее в прелестных стихах, поэтизируя детскую шалость; мне было тогда только 15 лет.

Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!
"


Как ласково она называет княгиню Трубецкую - "Каташа", "мы с Каташей".
С каким уважением и грустью она пишет об Александрине Муравьевой (она часто называет её именно "Александрина", а не "Александра").

Удивительно, конечно, всё это.

Некоторые моменты я просто не могла читать без слёз. Например, сцену казни пяти декабристов - Пестеля, Сергея Муравьева, Рылеева, Бестужева-Рюмина и Каховского. Конечно, она не присутствовала при казни лично, но столько о ней слышала. И ведь как это было мучительно для троих из них, которых сорвались, а их снова повели на эшафот. А ведь по обычаю им должны были даровать жизнь. И знаменитые слова Рылеева: "Я счастлив, что дважды за отечество умираю".

Или вот еще:
" Я приехала в Казань вечером; был канун Нового года; меня высадили, не знаю почему, в гостинице; дворянское собрание было в том же дворе, залы его были ярко освещены, и я увидела входящие на бал маски. Я говорила себе: «Какая разница! здесь собираются танцевать и веселиться, а я еду в пропасть: для меня все кончено, нет больше ни песен, ни танцев». Это ребячество было простительно в моем возрасте: мне только что минул 21 год ".

Еще вот подписка, которую подписала княгиня, когда прибыла в Иркутск:
читать дальше

И ехала она зимой, в жуткий мороз, да и позже жила в жутких условиях.

Но, пожалуй, самое сильное впечатление на меня произвела сцена её первой встречи с мужем в Благодатском руднике:

"В первую минуту я ничего не разглядела, так как там было темно; открыли маленькую дверь налево, и я поднялась в отделение мужа. Сергейй бросился ко мне; бряцание его цепей поразило меня: я не знала, что он был в кандалах. Суровость этого заточения дала мне понятие о степени его страдания. Вид его кандалов так воспламенил и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени поцеловала его кандалы, а потом — его самого. Бурнашев, стоявший на пороге, не имея возможности войти по недостатку места, был поражен изъявлением моего уважения и восторга к мужу, которому он говорил «ты» и с которым обходился, как с каторжником.

Действительно, если даже смотреть на убеждения декабристов, как на безумие и политический бред, все же справедливость требует признать, что тот, кто жертвует жизнью за свои убеждения, не может не заслуживать уважения соотечественников. Кто кладет голову свою на плаху за свой убеждения, тот истинно любит отечество, хотя, может быть, и преждевременно затеял дело свое".


Уже много позже, когда их перевели в Петровский завод и там им сняли кандалы, жёны декабристов сделали себе кольца из мужниных кандалов.

Записки княгиня писала, в общем-то, для своих детей, для остальных потомков. Заканчивается книга так:

"Ваш отец, великодушнейший из людей, никогда не питал чувства злопамятства к императору Николаю, напротив того, он отдавал должное его хорошим качествам, стойкости его xapактеpa и хладнокровию, выказанному им во многих случаях жизни; он прибавлял, что и во всяком другом государстве его постигло бы строгое наказание. На это я ему отвечала, что оно было бы не в той же степени, так как не приговаривают человека к каторжным работам, к одиночному заключению и не оставляют в тридцатилетней ссылке лишь за его политические убеждении и за то, что он был членом Тайного общества; ибо ни в каком восстании ваш отец не принимал участия, а если в их совещаниях и говорилось о политическом перевороте, то все же не следовало относиться к словам, как к фактам. В настоящее время не то еще говорится во всех углах Петербурга и Москвы, а, между тем, никого из-за этого не подвергают заключению. И если бы я смела высказать свое мнение о событии 14 декабря и о возмущении полка Сергея Муравьева, то сказала бы, что все это было несвоевременно: нельзя поднимать знамя свободы, не имея еще за собой сочувствия ни войска, ни народа, который ничего еще не понимает, — и грядущие времена отнесутся к этим двум возмущениям не иначе, как к двум единичным событиям".

Акварель декабриста Бестужева, 1830 год


Нам по политологии надо писать реферат. Буду писать о восстании декабристов )))

@темы: читательское, восхотительно, впечатления, цитирую